|
|
Северный Вьетнам. Сапа и её обитатели
svn писал(а): Оставалось только уповать на милость небес и бродить по Сапе, снимая повседневную жизнь её обитателей, состоящих в основном из местных народностей Хмонгов, Дзао, а так же толп иностранных туристов...
Я не говорю, что не стоило ехать, это самим путешествующим решать, но вообще-то... сколько писалось о том, что Сапа давно стала гнусным туристическим аттракционом. И на твоих фотографиях это хорошо видно. Я там был семь с половиной лет назад, она тогда уже имела все признаки необратимого разложения.
Вьетнамцы -- талантливый народ, они, мне кажется, могут и среду сохранять лучше, чем китайцы, пример чему Хой Ан. Но дело в том, что они при этом, конечно, не признают этнических прав чёрных хмонгов (те лишены возможности даже учить родной язык в школе, хотя устный язык пока сохранили, а чуть дальше в горы -- по-вьетнамски не говорят, но это конечно не долго). А тут еще убийственный для них туризм.
Словом, вьетнамцы предоставили хмонгам простую судьбу -- умирать как народу, и они обязательно умрут. Хотя любой не то чтобы этнолог, а мало-мальски дружащий со здравым смыслом человек скажет, что такие народы НЕЛЬЗЯ открывать массовому туризму, они абсолютно не готовы системно адаптироваться к встрече с этим уродливым явлением, да и вообще с коммерцией. Народ, который никогда не знал никакой жизни, кроме общинной, такой встречи не выдерживает. Был бы шанс, если бы оставалась национальная идентичность, но, повторяю, вьетнамцами она искореняется (при этом, если не ошибаюсь, хмонги не платят за электричество и еще какие-то социальные блага).
Они безусловно обречены; как собственно и Сапа. Через несколько лет хмонгов вообще не останется.
На твоих снимках видны также красные дзао.
Чинь и к'эо в Центральном Нагорье на самом деле подвергаются еще более жестокому притеснению. У них старые счеты с вьетнамцами. Если хорошо знать вьетнамцев, а не так, как хотят их знать некоторые воспринимающие мир шестым или шестьдесят шестым чувством посетители страны, то нельзя удивиться тому, что когда им понадобилось чинь и к'эо в горы, они это сделали, просто потому, что им нужны были их земли. Это было еще до прихода французов. Последние помогали меньшинствам и вообще признавали их за субъектов этнического состава страны. Естественно, они поддерживали американцев в борьбе против вьетконговцев. А когда война была проиграна, вьетнамцы их полностью унасекомили: язык, культ, культура, образование на родном языке -- все под запретам, а большинство уже просто давно переселены из своих жилищ и рассеяны по стране.
Но Вьетнам -- это не Югославия, не Ирак и не Ливия, всем понятно, что будет с тем, кто туда сунется. Урок был преподан. Поэтому вьетнамцам абсолютно пох на то, что о них думают в мире, да им собственно вообще на все пох, главное дело делать, а дело делать они умеют как никто другой в мире.
Возвращаясь к Сапе...
Старик Вольфсон еще в далеком 2004, а потом 2005 году писал о том, что Сапа -- туристический аукцион http://wolfson.ru/forum/viewtopic.php?t=150 http://wolfson.ru/forum/viewtopic.php?t=168
И к сожалению, текст у меня опять расползается из-за фотографий.
Все-таки, в целом, остались ли довольны -- туризм, погода насколько оказались травматичны?
Почему в Каобанг не поехали? Там же вот совсем этого ада кромешного нет. _________________ Мы, волки, не скулим, как шакалы, и не лаем, как собаки. Мы завываем, наводя ужас на весь лес.
|
|
|