Это заключительная часть моего вьетнамского фотоотчета.
Солнечный медведь, малайский медведь, бируанг (Helarctos malayanus). Родина – тропики Азии.
Как я уже говорила, мне очень понравилось в парке Дай Нам, что недалеко от Хошимина.
Этот солнечный медведь как раз оттуда.
В парке много водоемов, рыбы и еды, поэтому сюда прилетают дикие птицы – например, вот такая белая цапля.
Когда ездишь по вьетнамским деревням, то часто натыкаешься на каноническую картинку – у кромки рисового поля пасется огромный домашний буйвол, а рядом топчутся белые цапли. Или другая картинка – дети едут на буйволе.
Зоопарк Дай Нам гордится своими белыми африканскими носорогами (Ceratotherium simum).
Некоторые люди приходят в зоопарк специально, чтобы увидеть тигра, а тигр не показывается. 
Но в Дай Наме не тот случай – тигров здесь много, они живут в нескольких вольерах и всегда на виду.
Скорее всего, это индокитайский тигр, он же тигр Корбетта (Panthera tigris corbett).
Он обитает в Камбодже, Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии. Мельче бенгальского тигра.
В природе осталось около 1500 особей, в зоопарках мира содержится около 60 представителей этого подвида.
Белый тигр развлекался плаванием и жмурился от удовольствия.
Эта сладкая парочка львов как будто бы специально позировала! Правда, я не сразу сообразила, что можно снимать не через стекло – нужно лечь на землю и просунуть объектив между бордюром и стеклом.
Трудно сказать, африканский ли это лев или более редкий азиатский. Было бы логично держать в Дай Наме азиатского льва (Panthera leo persica). Когда-то обитал от Южной Европы до Индии, теперь всего около 300 особей сохранилось в одном заповеднике Индии, остальные живут в зоопарках.
У этой парочки замечательный светло-песочный окрас и голубые глаза. Такие животные называются хромистами. Хромисты – желтые или рыжие звери с голубыми глазами. Из других отклонений в окраске известны альбиносы – белые с красными глазами и меланисты – черные. Самые известные меланисты – пантеры (черные ягуары и леопарды).
Фотографу, который присоединился к моей поездке в зоопарк, стало любопытно, что сделают большие кошки, если бросить маленький камешек? Надоело наблюдать их в одной и той же позе. Когда камешек загремел о верх вольера, лев бросился к нам и рявкнул, а львица отбежала в тень и улеглась там.
Я думала, смотритель обругает за это фотографа, но нет, он бросился ругать… льва. Вернее, просил его успокоиться.
Кстати, о кошках. В прошлый раз я забыла дать ссылку на прекрасные снимки кошек Вьетнама. Там бросается в глаза, что некоторые сидят на цепочках – наверное, лучше уж так, чем потом искать потерявшуюся киску в большом городе (двери домов часто нараспашку, вот кошка и уходит).
Это индийский марабу (Leptoptilos dubius) из семейства Аистовые. В природе его численность падает. Гнездится в Камбодже и Индии, а зимует во Вьетнаме и Таиланде. Ест все, что найдет – ящериц, лягушек, насекомых, падаль, пищевые отходы на свалках.
Гималайский медведь (Ursus thibetanus). В природе встречается в Приморье, Китае, Вьетнаме. Он гораздо мельче своего родственника – бурого медведя.
Парочка азиатских слонов (Elephas maximus) и их слоненок не очень хотели фотографироваться.
Диких слонов можно увидеть во вьетнамском национальном парке Йок Дон (Yok Don) рядом с границей Камбоджи. Там же находится деревня, где желающих катают на слонах.
В Дай Наме есть большая сцена, где показывают представления с обезьянками, слонами, попугаями. Я попала на репетицию – макака ловила мяч в воздухе.
Солнечный медвежонок (Helarctos malayanus).
Если вы любите торчать по часу возле выдр, то наверняка застрянете и возле вольера с солнечными медведями. Это такие деятельные звери, что я долго не могла от них уйти, рискуя опоздать на последний автобус. От скуки звери показывали шоу для меня одной – медвежонок (это он на фото) грыз свою пятку и орал, взрослые мишки ходили на задних лапах, плескались водой, что-то бурчали и показывали язык.
Вокруг вольера находится большой ров с водой. Туда забрался смотритель, наловил крупной рыбы и ушел. Рыбу он унес с собой, а медведи задумчиво смотрели рыбаку вслед.
Как недавно сказал блогер Kitya, «Никогда не знаешь, когда в жизни могут пригодиться 500 идентичных фотографий бизонов» (с). Вот и я фотографировала медведей и фотографировала, а потом дома мой компьютер возмутился: «Недостаточно места на диске!».
Солнечный медведь – самый мелкий представитель медвежьих, его длина всего 1,5 м.
Родина солнечного медведя – Малайзия, Индонезия, Индия, Вьетнам, Камбоджа, Китай, Таиланд. Обитает в горах и предгорьях. Питается в основном пчелами, термитами, червями, корневищами, плодами.
Это самый редкий вид медведей. В Международную Красную Книгу он попал по причине вырубки лесов. А еще его сердце и желчь используют в народной медицине.
Тут виден длиннющий язык – наверное, таким удобно доставать термитов и пчел.
Солнечный медведь легко приручается. Дикие медведи с голоду могут копошиться на помойках и воровать бананы на плантациях.
Над этой сценкой я смеялась – пока медвежонок грыз лапу и орал, взрослый медведь начал как будто бы пародировать людей – он закинул лапы за голову, полежал так немного, потянулся и поднял лапы вверх.
Зарядка!
- Приветствую тебя, единственный бледнолицый посетитель!
Был будний день, парк новый, не в городе, так что возле вольера я стояла одна.
В природе эти медведи любят спать на деревьях.
В неволе живут до 26 лет.
Обычно солнечные медведи моногамны. Чей это детеныш – я не очень поняла, т.к. в вольере живет целая толпа взрослых медведей.
Если случайно наткнуться в лесу на медведицу, она, скорее всего, убежит, а не нападет. Местные жители считают этих мелких медведей робкими.
Когда я ночью гуляла по национальному парку Каттиен, меня отловил рейнджер и начал запугивать каким-то местным медведем. Неужели солнечным?
Сцена находится как раз напротив вольера солнечных медведей. Так что я временами отрывалась от созерцания мишек и смотрела репетицию. Этот ара не умер, он просто делает кувырок.
Индийский, или расписной клювач (Mycteria leucocephala), семейство Аистовые.
В природе я видела этих птиц на Шри-Ланке – они там бродят по озерам в парке Яла. Подпускают довольно близко.
При первом знакомстве меня поразила их окраска – как будто роспись черной и розовой тушью по китайскому шелку.
В Дай Наме содержат огромную колонию этих птиц, я даже сбилась со счета. Все они мирно чистят друг друга.
Питается клювач в основном рыбкой. Обитает во Вьетнаме, Камбодже, Китае, Шри-Ланке, Индии. Развиваются эти птицы медленно – половой зрелости достигают в 4 года.
Главный хит зоопарка Дай Нам - ручные жирафы. Над большим вольером возвышается помост, куда можно забраться и погладить жирафов! Смотритель объясняет, как угощать жирафов кусочками манго – продаются они здесь же примерно за 3 рубля.
Хотя жирафы (Giraffa camelopardalis) из Африки, а вовсе не из Вьетнама, любой уважающий себя зоопарк Азии держит этих эффектных животных.
Им скучновато, поэтому жирафы охотно идут с публикой на контакт. Например, в Московском зоопарке живет жираф Самсон, который зимой прямо-таки впадает в тоску – ведь его переводят в закрытый вольер, а публики в зимний период мало. Летом же он купается во внимании посетителей, которые протягивают ему сухарики или еще чего похуже.
В Дай Наме правильно сделали, чтобы предлагают для жирафов манго – и вкусно, и полезно.
Кому-то жизнь животных в зоопарке может показаться безрадостной, но не забывайте, что зачастую это уже третье поколение в неволе, и они просто не знают, что такое саванна и свобода. Здесь их не беспокоят болезни и охотники, а если зоопарк хороший – такой, о котором мечтал Даррелл – то и вольеры просторные.
Некоторые виды животных в природе вымерли, и сохранились только в зоопарке. Например, лошадь Пржевальского.
А у жирафа есть родственник – окапи (Okapia johnstoni) - очень красивый зверь, но редко где его увидишь. В природе окапи обитают в Конго, и численность этих животных сокращается. Пара сотен видов живет в зоопарках.
В Дай Наме, к сожалению, окапи нет. Но чтобы вы знали, о чем я тут толкую, покажу окапи из другого зоопарка (Майями) -

Конечно, я не удержалась и тоже захотела сфотографироваться с жирафами! К сожалению, получилось не так хорошо, как мои фото с кенгуру, моржом, дельфином и кошачьими лемурами в других странах. Смотритель не смог справиться с макрообъективом, а требовать снимать ещё и ещё мне было неловко.
У жирафов бархатные рожки, уши и фиолетовый язык!
Кстати, это на мне тая самая черная футболка из бамбукового волокна, с изображением ящерицы, купленная в Хойане.
Ох, боюсь я, что со временем животные только в зоопарках и сохранятся – очень уж быстро растет человеческая популяция.
В Дай Наме хорошо, но пришлось бежать на последний автобус, т.к. вечером нужно было встретиться с переводчиком и узнать планы на завтра. Это вид из моего отеля в Сайгоне. По ночам над балконом летали толпы летучих мышей. Интересно, что за вид…
Это один из храмов где-то по дороге из Сайгона к реке Меконг. Такие веселенькие расцветочки характерны для религии каодаизм.
На реке Меконг ходят вот такие красивые суда.
Экскурсия по реке Меконг – стандартный набор туриста во Вьетнаме. Продолжается она пару часов с заездом в деревни, на плантации и фабрики.
Так выглядят плоды какао (Theobroma cacao). Теоброма какао – дерево семейства Мальвовые. Цветки и плоды у какао торчат прямо на стволах – такое явление называется каулифлорией. Еще оно характерно для хлебного дерева, дуриана, волчьего лыка.
Плоды какао сначала оранжевые, потом темнеют. Родина какао – Мексика, Центральная и Южная Америка.
Ананас (Ananas comosus), семейство Бромелиевые.
Когда-то я пыталась выращивать ананас дома из отрезанной макушки. Занятие это хлопотные.
Во Вьетнаме без проблем растут целые плантации ананасов.
На фруктовых плантациях нам предложили выпить вкусный чай, закусить фруктами и послушать местную музыку.
Красивые девушки спели для нас несколько народных песен.
Затем мы поехали на фабрику по изготовлению кокосовых конфет ручной работы. Они здесь нескольких видов – с какао, дурианом, какой-то травой, имбирем (острые, как будто с перцем). Конфетки вкусные, но очень сладкие – много не съешь.
Под ногами путалась полосатая кошка и не менее полосатый котенок, который не хотел фотографироваться. В углу стояли свечи и лежали разные съедобные подношения богам. Кошка подошла туда и что-то съела.
К следующей деревне нам предстояло проехать на таких вот повозках с маленькими лошадками. Это мило, но у меня, увы, аллергия на лошадей, я даже из-за этого давно бросила верховую езду. К концу поездки я начала чихать, и полезла в сумку на Телфастом.
В деревне мы сели на лодку и отправились по реке Меконг. Таким Меконг и можно представить по фильмам – джунгли расступаются, пальмы и лианы приветливо машут листьями, и вам навстречу идет лодка с вьетнамкой в шляпе-ноне.
Берега реки илистые, из ила торчат корни и стволы разных растений, в том числе мангров. На берегу сидят забавные рыбки – илистые прыгуны (периофтальмусы – Periophthalmus sp.) из семейства Бычковые. Все их принимают за ящериц, потому что они спокойно ходят по земле, висят на деревьях и даже смотрят прямо вам в лицо. Самки обычно серые, а у самцов есть блестящие голубые точки.
В Москве иногда можно купить илистых прыгунов в магазинах морской аквариумистики.
Вот как пишет о домашнем илистом прыгуне мой любимый этолог Конрад Лоренц («Кольцо царя Соломона«):
«Я редко смеюсь над животными, и когда это случается, всякий раз обнаруживаю позже, что смеялся-то я над самим собой, над людьми, ибо многих животных мы иногда воспринимаем как более или менее безжалостную карикатуру на человека. Мы стоим перед обезьянником и смеёмся, однако не смеёмся при виде гусеницы или слизня; и если брачные ужимки здорового, сильного гусака кажутся нам невероятно забавными, то только потому, что наши молодые люди ведут себя весьма похоже в сходных ситуациях.
Просвещённый наблюдатель редко смеётся над странными, эксцентричными животными. Меня всегда выводят из себя посетители зоопарка, высмеивающие тех животных, у которых в ходе эволюции развились особые черты строения, кажущиеся нам необычными. Гротескные формы хамелеона или муравьеда вызывают во мне чувство глубокого удивления, но отнюдь не веселье.
Конечно, неожиданная забавность некоторых животных подчас и у меня вызывает смех, и, очевидно, такое веселье не менее глупо, чем раздражающее меня поведение публики в зоопарке. Когда я впервые приобрёл странную, вылезающую на землю рыбку периофтальмус и увидел, как это существо выпрыгнуло на край аквариума — заметьте, не прочь из сосуда, а на его край — подняло голову с бульдожьим «лицом» и, сидя на своём «насесте», уставилось на меня выпученными, пронзительными глазами — в этот момент я смеялся, смеялся от души.
Можете ли вы представить себе что-либо подобное — рыба, настоящая, подлинная рыба сидит на «жёрдочке», как канарейка, потом поворачивает к вам голову, как высшее наземное позвоночное и в довершение всего рассматривает вас сразу обоими глазами! Такой же пристальный взгляд характерен для сов, и именно он придаёт этим Птицам закреплённое в пословицах мудрое выражение «лица».
Дело в том, что даже у птиц, стоящих эволюционно выше, чем рыбы, бинокулярный взгляд кажется неожиданным. И здесь смешное, очевидно, заключается, скорее, в карикатурном сходстве с человеком, нежели в какой-то особой забавности самих животных».
В брачный период самцы илистых прыгунов высоко подпрыгивают перед самками, чтобы привлечь их внимание. Самец роет норку и затем охраняет икру, вступая в драки с другими самцами, а так же с крабами и прочими любителями икры.
Это наш неуловимый фотограф не удержался от приобретения местной шляпы рублей за шестьдесят в лавочке возле Меконга.
Вот и подошел в концу мой длинный фотоотчет по Вьетнаму. Давно такого не публиковала. До новых фотоотчетов!
Клеродендрум метельчатый (Clerodendrum paniculatum), семейство Вербеновые. По-английски его называют «Pagoda Flower».
Раньше у меня рос очень красивый клеродендрум Томпсона, но он совсем не похож на этот вид.
Родина метельчатого клеродендрума – Юго-Восточная Азия. Клеродендрумы растут вдоль Меконга.
*************************************************************************************
При виде этого кустарника меня спросили, что это за вид. Я не знала точного ответа, на что услышала: «Как? Ты же биолог!».
Как раз на подобную тему сокурсница Яна недавно прислала мне прикол. Полностью его поймут только биологи, но всё же:
«Если судьба наградила тебя дипломом биофака, то ты должен знать, что отныне являешься представителем самой универсальной профессии «тыжбиолог».
«Тыжбиолог»:
- всегда знает, как вылечить соседскую собаку (попугайчика, кошечку или хомячка), даже если ее переехало трамваем;
- если друг вдруг решил завести исполинскую саламандру, дикобраза или аллигаторчика, «тыжбиолог» должен незамедлительно составить рацион питания и принять активное участие в дрессуре домашнего любимца;
- всегда поставит правильный диагноз и пропишет лечение, если ему в три часа ночи позвонит внучатая племянница маминой знакомой и скажет, что ей чешется задняя левая пятка. И не важно, что ты закончил био-, а не лечфак;
- всегда готов дать совет соседке дачнице, когда по лунному календарю лучше сеять морковку, фасоль и коноплю;
- обязан знать, как называется растение, даже если ему на опознание приносят пожеванный соседским козлом кусок листика;
- профессиональный «тыжбиолог» знает всех рыб, птиц и насекомых планеты;
- настоящий «тыжбиолог» видел всех зверей своими глазами, ведь когда он приходит в лес, открывает диплом и тычет в строчку со своей квалификацией, то вся живность сама выходит ему навстречу;
- всегда готов дать совет, какую травку пожевать, чтобы вылечить мигрень, ревматизм или геморрой.
А если ты не обладаешь всеми перечисленными мифическими способностями, то какой ты после этого биолог?!»
Кстати, одних только цветковых растений свыше 350 тысяч видов. Насекомых описано около 1 миллиона видов. Поэтому в науке существует узкая специализация – специалист по клопам-водомеркам не обязан различать виды орлов, а специалист по орлам вряд ли ответит, что за бабочку вы поймали. Птиц около 9800 видов – эта цифра не такая страшная, поэтому сейчас много бёрдвотчеров – любителей наблюдать, искать и определять птиц.
Еще приколы в тему:
(Нечто синеватое справа – это португальский кораблик (Physalia physalis). Красивое колониальное беспозвоночное, родственник медуз. Руками этот кораблик лучше не трогать. От ожога помогает 3-5-ти процентный уксус).
Это три вещи, которые надо знать программисту. А в биологии они обозначают совсем другое.
Например, полиморфизм – это когда в пределах одного вида встречаются особи разного облика. Например, гусеницы винного бражника бывают черные, зеленые и коричневые – сразу и не поймешь, что это один и тот же вид. Или у муравьев в колонии все по-разному выглядят – рабочие, королева, солдаты.